Alim_Komarov 707 · ID: #1 Опубликовано 28 июля МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ ПРОВИНЦИЯ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛЕДСТВЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МВД I. Общие положения II. Участники процесса III. Основания отказа в возбуждении дела, прекращения дела и уголовного преследования IV. Возбуждение дела V. Расследование VI. Следственные и административные действия VII. Доказательства в процессе I. Общие положения 1. Настоящее Положение (инструкция) определяет общий порядок исполнения служебных обязанностей (несения службы) сотрудниками следственных подразделений Министерства внутренних дел по Республике Провинция. 2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении: Спойлер административное действие - предусмотренные настоящим Положением действия уполномоченных лиц, направленные на сбор и проверку доказательств по делу об административном правонарушении, например осмотр места происшествия; обыск; выемка; допрос; опознание; экспертиза; алиби - нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте; близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки; дело об административном правонарушении (далее - дело) - дело, возбужденное в установленном порядке в случае обнаружения признаков административного правонарушения, рассматриваемое и разрешаемое по материалам административного производства; объяснение - устное или письменное изложение участниками процесса обстоятельств, имеющих значение для дела, с целью подтверждения своей позиции и представления информации для принятия решения; осмотр места происшествия - следственное действие, направленное на непосредственное изучение обстановки, где произошло преступление или обнаружены следы преступления, с целью обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, а также выяснения обстоятельств произошедшего; отвод - процедура, позволяющая участникам расследования потребовать отстранения следователя, эксперта или других лиц от участия в деле ввиду наличия обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность; привод - мера процессуального принуждения, заключающаяся в принудительном доставлении лица к следователю, если оно не явилось по его вызову без уважительных причин; постановление - любое решение, кроме обвинительного акта, вынесенное руководителем следственного органа или следователем; проверка сообщения о преступлении или административном правонарушении (далее - проверка сообщения) - процедура, которая начинается с момента принятия заявления о преступлении или административном правонарушении, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие состава преступления или административного правонарушения; по результатам проверки сообщения принимается решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении; самоотвод - добровольное самоотстранение следователя или другого участника уголовного процесса от участия в конкретном деле, в случае наличия обстоятельств, которые могут повлиять на его беспристрастность; следственное действие - предусмотренные настоящим Положением действия уполномоченных лиц, направленные на сбор и проверку доказательств по уголовному делу, например осмотр места происшествия; обыск; выемка; допрос; очная ставка; опознание; следственный эксперимент; экспертиза; следственное подразделение - следственное управление (отделы) и управление (отделы) уголовного розыска Министерства внутренних дел по Республике Провинция, занимающиеся расследованием дел и оперативно-розыскной деятельностью; следственный орган - следственное управление (отдел), которое занимается расследованием преступлений и правонарушений; уголовное дело (далее - дело) - дело, возбужденное в установленном порядке в случае обнаружения признаков преступления, рассматриваемое и разрешаемое по материалам предварительного следствия; ходатайство - официальная просьба, обращенная к должностному лицу, осуществляющему производство по делу следователю, с целью инициировать определенные процессуальные действия или решения, направленные на установление обстоятельств, имеющих значение для дела, либо обеспечение прав и законных интересов участников процесса. 3. Структура следственных подразделений включает в себя следственное управление (СУ) и управление уголовного розыска (УУР) для Мирнинского городского округа, а также следственный отдел (СО) и отдел уголовного розыска (ОУР) для Невского и Приволжского районов. Спойлер В составе следственного управления (отдела) утверждаются следующие должности: начальник следственного управления (отдела); заместитель начальника следственного управления (отдела); следователь, старший следователь; эксперт-криминалист, старший эксперт-криминалист. В составе управления (отдела) уголовного розыска утверждаются следующие должности: начальник управления (отдела) уголовного розыска; заместитель начальника управления (отдела) уголовного розыска; оперуполномоченный, старший оперуполномоченный. Начальнику следственного управления (отдела), заместителю начальника следственного управления (отдела), старшему следователю и следователю присваиваются специальные звания юстиции, остальным сотрудникам следственных подразделений присваиваются специальные звания полиции. 4. Следственные подразделения формируются приказом по решению начальника управления или отдела Министерства внутренних дел по Республике Провинция (далее - начальник). 5. Деятельность следственных подразделений осуществляется по следующим основным направлениям: выявление и раскрытие преступлений (административных правонарушений), производство расследования по делам; розыск лиц; предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. 6. За нарушение настоящего Положения наступает дисциплинарная ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом. 7. Стать сотрудником следственного подразделения может любой сотрудник полиции не имеющий дисциплинарных взысканий, имеющий специальное звание "лейтенант" и выше, назначенный на соответствующую должность руководством следственного подразделения. 8. Система повышений и отработки дисциплинарных взысканий сотрудников устанавливается и утверждается начальником. II. Участники процесса 9. Следователь. Спойлер 9.1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Положением, осуществлять предварительное следствие или производство по делу. 9.2. Следователь уполномочен: возбуждать дело в порядке, установленном настоящим Положением; принимать дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Положением требуется получение согласия руководителя следственного органа; давать управлению (отделу) уголовного розыска в случаях и порядке, установленных настоящим Положением, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении; осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением. 9.3. Следователь обязан составлять (оформлять) и вести дела и по установленной настоящим Пунктом форме. установленная форма. 10. Руководитель следственного органа. Спойлер 10.1. Руководителем следственного органа является начальник или заместитель начальника следственного управления (отдела). 10.2. Руководитель следственного органа уполномочен: поручать производство по делу следователю либо нескольким следователям, а также изымать дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять её состав либо принимать дело к своему производству; проверять материалы проверки сообщения или материалы дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения, участвовать в проверке сообщения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Положения; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Положением; утверждать постановление следователя о прекращении производства по делу; утверждать постановления о производстве обыска (выемки); возвращать дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением. 10.3. Руководитель следственного органа вправе возбудить дело в порядке, установленном настоящим Положением, принять дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными настоящим Положением. 10.4. Указания руководителя следственного органа по делу даются в письменном или устном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть отменены только начальником управления или отдела Министерства внутренних дел по Республике Провинция. 10.5. Руководитель следственного органа обязан составлять (оформлять) и вести дела и по установленной настоящим Пунктом форме. установленная форма. 11. Потерпевший. Спойлер 11.1. Потерпевшим является физическое лицо, которому причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения вреда его имуществу и деловой репутации. Потерпевшим гражданин признается сразу же после вынесения решения о возбуждении дела. Если на момент возбуждения дела отсутствуют сведения о лице, которому причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице. 11.2. Потерпевший вправе: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; отказаться свидетельствовать против самого себя, а также своих близких1; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при невозможности давать их на русском языке; иметь представителя; участвовать с разрешения следователя в процессах по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомиться с протоколами, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; знакомиться по окончании предварительного расследования, в том числе в случае прекращения дела, со всеми материалами дела; осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением. 1при согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний. 11.3. Потерпевший не вправе: уклоняться от явки по вызову следователя или иного уполномоченного лица; давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний; уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его экспертизы или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования. 11.4. В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (руководитель или иное уполномоченное им лицо). 12. Подозреваемое лицо. Спойлер 12.1. Подозреваемым является: лицо, в отношении которого возбуждено дело; лицо, застигнутое при совершении преступления (административного правонарушения) или непосредственно после его совершения; лицо, на которое укажут потерпевшие или очевидцы; лицо, при котором (в его жилище, на нем) обнаружены явные следы преступления; лицо, сознавшееся в совершении преступления (явка с повинной). 12.2. Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 3 часов с момента его фактического задержания. 12.3. Подозреваемый вправе: знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении дела; давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при невозможности давать их на русском языке; знакомиться с протоколами, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; участвовать с разрешения следователя в действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя; защищаться иными средствами и способами, не запрещенными настоящим Положением и законом. 13. Обвиняемый. Спойлер 13.1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесен обвинительный акт. 13.2. Обвиняемый вправе: защищать свои права и законные интересы; знать, в чем он обвиняется, и получить копию постановления о возбуждении дела, по которому он привлечен в качестве обвиняемого; получить копию обвинительного акта; представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при невозможности давать их на русском языке; участвовать с разрешения следователя в действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания; знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами дела и выписывать из дела любые сведения и в любом объеме. 14. Свидетель. Спойлер 14.1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения дела, и которое вызвано для дачи показаний. 14.2. Свидетель вправе: отказаться свидетельствовать против самого себя и близких родственников1; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, при невозможности давать их на русском языке. 1при согласии свидетеля дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний. 14.3. Свидетель не вправе: уклоняться от явки по вызовам следователя; давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по делу, если он был заранее об этом предупрежден. 15. Эксперт. Спойлер 15.1. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями для производства экспертизы и дачи заключения. 15.2. Эксперт вправе: знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; участвовать с разрешения следователя в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования; отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения1. 1отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа. 15.3. Эксперт не вправе: без ведома следователя вести переговоры с участниками процесса по вопросам, связанным с производством экспертизы; самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования; проводить без разрешения следователя исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств; давать заведомо ложное заключение; разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден. 16. Уполномоченное лицо. Спойлер 16.1. Уполномоченным лицом является любой сотрудник следственного подразделения, на которого возлагается обязанность по проведению соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Следователь может выступать при проведении процессуальных мероприятий и действий как уполномоченным лицом, так и в качестве следователя отдельно. 16.2. Основные обязанности уполномоченных лиц и следователя при осуществлении своей деятельности: разъяснять лицам, в отношении которых проводятся процессуальные мероприятия, их права и обязанности согласно статьям 28, 29 и 30 Конституции Республики Провинция, а также в соответствии со статусом лица в деле по пунктам 11-15 настоящего Положения, предупреждать об ответственности по статье 5.10 Уголовного кодекса Республики Провинция; лицам разъясняются только те права и обязанности, которыми они могут воспользоваться при проведении конкретного мероприятия; принимать объяснения, пояснения, заявления, ходатайства и отводы от участников процесса; принимать показания от лица-участника как на русском языке, так и на иностранном языке при отсутствии возможности давать их на русском языке; принимать замечания к составленному протоколу от участника; производить аудио- видеофиксацию следственных действий и в дальнейшем прикладывать их к материалам дела; участникам обязательно сообщается о данном факте; фиксировать необходимые обстоятельства проведения процессуального мероприятия в протоколах; зачитывать вслух составленные протоколы по окончании процессуального мероприятия участникам с целью их ознакомления; предъявлять лицу, в отношении которого проводится процессуальное мероприятие и соответствующие постановление проведения этих мероприятий. 16.3. При осуществлении своей деятельности уполномоченным лицам запрещено: нарушать действующие регламенты, положения и иные нормативные правовые акты Республики Провинция; разглашать информацию о материалах дела и процессуальных мероприятиях посторонним лицам или если они имеют статус “секретно”; разглашать информацию о готовящихся процессуальных мероприятиях, задержаниях посторонним лицам, если это не предусмотрено настоящим Положением; разглашать информацию, полученную в ходе проверки сообщений и предварительного расследования, о личной (частной) жизни участников процесса; прибегать к пыткам, любым формам насилия в отношении участников процесса; сотрудникам управления (отдела) уголовного розыска осуществлять деятельность самовольно, без соответствующего распоряжения или приказа следователя, ответственного за производство по делу; использовать технического оборудование в личных целях; раскрывать личность сотрудников управления (отдела) уголовного розыска, если только сам сотрудник не раскрыл свою личность; халатно относится к своим должностным обязанностям; подделывать, фальсифицировать и фабриковать материалы дела, вещественные доказательства и иные ценности, имеющие значения для расследования. 16.4. Уполномоченное лицо обязано составлять (оформлять) и вести дела и по установленной настоящим Пунктом форме. установленная форма. 16.5. Уполномоченное лицо вправе вызывать участка процесса для проведения процессуальных действий и мероприятий. Вызов осуществляется через мобильный телефон. В звонке или сообщении сотрудник обязан представиться, назвать свою фамилию, должность, звания, указать на причину обращения. В случае отсутствия возможно связаться с участником судопроизводства через мобильный телефон, разрешается сделать это через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". 16.6. При оперативно-розыскной деятельности сотрудники могут находиться без формы на личном транспорте по приказу начальника или заместителя начальника своего следственного управления (отдела). 16.7. При проведении процессуального мероприятия, когда за лицом устанавливается слежка или когда оперативный сотрудник находится под прикрытием, разрешается осуществлять аудио- и видеофиксацию техническими средствами, а также использовать средства для скрытой прослушки, фиксации и слежения без уведомления лица, в отношении которого такое мероприятие проводится, а также иных лиц, которые находились рядом в момент проведения такого мероприятия. 16.8. При необходимости у подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего или свидетеля может быть взято обязательство о явке. Обязательство о явке предполагает своевременно являться по вызовам уполномоченного лица, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом. Лицу разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве. 17. Понятой. Спойлер 17.1. Понятой - не заинтересованное в исходе дела лицо, привлекаемое следователем для удостоверения факта производства процессуального действия, а также содержания, хода и результатов процессуального действия. 17.2. Понятыми не могут быть: участники процесса и их близкие родственники; работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с настоящим Положением полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования. 17.3. Понятой вправе: отказаться быть понятым; участвовать в процессуальном действии и делать по поводу этого действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол; знакомиться с протоколом процессуального действия, в производстве которого он участвовал. 17.4. Понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден. III. Основания отказа в возбуждении дела, прекращения дела и уголовного преследования 18. Дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по следующим основаниям: отсутствие события преступления или административного правонарушения; отсутствие в деянии состава преступления или административного правонарушения; истечение сроков давности (14 месяцев с момента совершения деяния); смерть подозреваемого или обвиняемого; отсутствие заявления или обращения потерпевшего. 19. Следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает дело на основании заявления потерпевшего прекратить дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести (статья предполагает арест до 2 лет включительно) либо административного правонарушения, если это лицо примирилось с потерпевшим и (или) загладило причиненный ему вред. 20. Уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого прекращается по следующим основаниям: непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-5 пунктом 18 настоящего Положения; вследствие акта об амнистии или помиловании; вследствие совершения действия (бездействия), которое на момент его совершения не признавалось правонарушением или если ответственность за него устранена. IV. Возбуждение дела 21. Дело могут возбудить только сотрудники следственного органа, на территории которого произошло преступление или административное правонарушение. В случаях, когда лицо совершило серию противоправных деяний в разных юрисдикциях, создается следственно-оперативная группа, состоящая из следственных подразделений этих юрисдикций. 22. Сотрудники следственных подразделений могут свободно передвигаться по всей территории Республики Провинция в рамках уже возбужденного дела, которое находится в их ведении. 23. Поводами для возбуждения дела служат: заявление о преступлении или правонарушении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении (правонарушении), полученное из иных источников; рапорт об обнаружении признаков преступления (правонарушения). 24. Порядок рассмотрения сообщений о преступлении или административном правонарушении (далее - сообщение). Следователь обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении (правонарушении), принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Положением, назначать экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать управлению (отделу) уголовного розыска обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Срок рассмотрения сообщения может быть продлен на сутки по решению руководителя следственного органа. Решение о продлении срока рассмотрения сообщения доводится до заявителя. По результатам проверки сообщения следователь выносит соответствующее постановлении о возбуждении дела, если было определено событие, состав и срок его давности не превышает 14 месяцев, или об отказе в возбуждении дела. По окончании проверки сообщения заявитель уведомляется о её результатах. Заявитель имеет право обжаловать отказ в возбуждении дела. В случае возбуждения дела руководитель следственного органа принимает решение о назначении основного следователя, ответственного за данное дело, а также о создании следственно оперативной группы (при необходимости) в течение 12 часов с момента его возбуждения. V. Расследование 25. Расследование производится: руководителями следственного органа по статьям 5.1, 5.11, 5.13, 6.14 Уголовного кодекса Республики Провинция и по остальным статьям Уголовного кодекса Республики Провинция и только по статьям 19.3, 19.6, 19.10 Кодекса Республики Провинция об административных правонарушениях; старшими следователями следственного органа по статьям 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5 УК РП и по остальным статьям Уголовного кодекса Республики Провинция, за исключением статей, указанных в подпункте 1 настоящего Пункта, а также только по статьям 19.3, 19.6, 19.10 Кодекса Республики Провинция об административных правонарушениях; следователями следственного органа по статьям Уголовного кодекса Республики Провинция, за исключением статей, указанных в подпункте 1 и 2 настоящего Пункта, а также только по статьям 19.3, 19.6, 19.10 Кодекса Республики Провинция об административных правонарушениях. 26. Соединение дел. 26.1. В одном производстве могут быть соединены дела в отношении: нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии; одного лица, совершившего несколько деяний; лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам. 26.2. Соединение дел допускается также в случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, но имеются достаточные основания полагать, что несколько деяний совершено одним лицом или группой лиц. 26.3. Соединение дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. 26.4. В случае, если в ходе расследования становится известно о совершении нового деяния, отнесенного к полномочию следователя по ведению таких дел в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения, то следователь вправе без выделения в отдельное производство материалов возбудить дело, которое соединяется с расследуемым делом. 27. Срок предварительного расследования не должен превышать 14 месяцев с момента совершения противоправного деяния. 28. По окончании расследования составляется: соответствующее постановление в случае, предусмотренном подпунктами 1-5 пункта 18 настоящего Положения; обвинительный акт в случае установления факта совершения противоправного деяния конкретным субъектом1. 1в обвинительном акте указываются: данные гражданина, доказательства, подтверждающие обвинения, доказательства, на которые ссылается сторона защиты, обстоятельства, которые смягчают или отягчают наказание. Перед вынесением обвинительного акта делается запрос в Государственное медицинское учреждение по месту жительства обвиняемого о том, состоит ли он на учёте у какого-либо врача. 29. По окончании расследования потерпевший ознакамливается с соответствующим постановлением в случае, предусмотренном подпунктом 1 пунктом 28 настоящего Положения, а также имеет право ознакомится с материалами дела по требованию. 30. По окончании расследования обвиняемый ознакамливается с соответствующим обвинительным актом в случае, предусмотренном подпунктом 2 пунктом 28 настоящего Положения, а также имеет право ознакомится с материалами дела по требованию. 31. Протокол следственного действия. Спойлер 31.1. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия. 31.2. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле. 31.3. В протоколе указываются: место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности. 31.4. В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. 31.5. В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. Уполномоченное лицо предупреждает и фиксирует это в протоколе, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств. 31.6. Перед проведением следственного действия уполномоченное лицо должно разъяснить лицам, участвовавшим в следственном действии, их соответствующие права и обязанности. В протоколе указывается соответствующая запись об их разъяснении. 31.7. Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц. 31.8. К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе производства следственного действия. 31.9. По окончании следственного действия уполномоченное лицо знакомит участников следственного действия с содержанием протокола, путем зачитывания всей информации вслух. После зачитывания протокола вслух участвующие лица вправе сделать соответствующее заявление о дополнении или нарушении правил порядка проведения следственного действия в протокол. Протокол подписывается уполномоченным лицом и лицами, участвовавшими в следственном действии. Любые изменения протокола после его подписания запрещены. 31.10. В случае когда лицо, участвовавшее в следственном действии, отказалось подписывать протокол, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, делается соответствующая отметка в протоколе. 32. Участие понятых. В случаях, предусмотренных пунктами 33, 34 и 38 настоящего Положения, следственные действия могут производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов. Решение о привлечении граждан на следственное мероприятие в качестве понятого принимается следователем. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по собственной инициативе не примет иное решение. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с пунктом 16.2. настоящего Положения разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные пунктом 17 настоящего Положения. VI. Следственные и административные действия 33. Основания и порядок производства обыска. Спойлер 33.1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для дела. 33.2. Обыск производится на основании постановления руководителя следственного органа. 33.3. До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве. 33.4. До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск. 33.5. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. 33.6. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. 33.7. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска. 33.8. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота. 33.9. Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска. 33.10. При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат того лица, в помещении которого производится обыск. 33.11. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков. 33.12. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. 33.13. Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации. 33.14. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов. 34. Основания и порядок производства выемки. Спойлер 34.1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. 34.2. Выемка производится в порядке, установленном пунктом 33 настоящего Положения, с изъятием, предусмотренными настоящим пунктом. 34.3. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно. 35. Общие правила проведения допроса. Спойлер 35.1. Перед допросом уполномоченное лицо выполняет требования, предусмотренные пунктом 16.2. настоящего Положения. 35.2. Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном уполномоченное лицо свободно при выборе тактики допроса. 35.3. Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями. 35.4. При проведении допроса обязательно ведется аудио- и видеофиксации, о которой сообщается участникам допроса. 35.5. Показания допрашиваемого лица записываются в той очередности, в какой они давались. Заданные вопросы и полученные ответы фиксируются в протоколе как можно точнее. 36. Очная ставка (следственное действие). Спойлер 36.1. Если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то следователь вправе провести очную ставку. Перед проведением очной ставки уполномоченное лицо выполняет требования, предусмотренные пунктом 16.2. настоящего Положения. 36.2. Уполномоченное лицо выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. После дачи показаний уполномоченное лицо может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения уполномоченное лица задавать вопросы друг другу. 36.3. В ходе очной ставки уполномоченное лицо вправе предъявить вещественные доказательства и документы. 36.4. Оглашение показаний допрашиваемых лиц, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки этих показаний допускаются лишь после дачи показаний указанными лицами или их отказа от дачи показаний на очной ставке. 36.5. В протоколе очной ставки показания допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давались и как можно точнее. Каждое из допрашиваемых лиц подписывает протокол. 37. Предъявление для опознания. Спойлер 37.1. Уполномоченное лицо может предъявить для опознания лицо или предмет свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому. Для опознания может быть предъявлен и труп. 37.2. Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. 37.3. Не может проводиться повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам. 37.4. Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа. Перед началом опознания опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. 37.5. При невозможности предъявления лица опознание может быть проведено по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц. Количество фотографий должно быть не менее трех. 37.6. Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех. При невозможности предъявления предмета его опознание проводится в порядке, установленном пунктом 37.5 настоящего Положения. 37.7. Если опознающий указал на одно из предъявленных ему лиц или один из предметов, то опознающему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо или предмет. Наводящие вопросы недопустимы. 37.8. Все следственное действие обязательно фиксируется на аудио- и видеоаппаратуру. О её применении участвующих лиц уведомляют до начала процедуры опознания. 37.9. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению уполномоченного лица может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего. 37.10. В протоколе указываются условия, результаты опознания и по возможности дословно излагаются объяснения опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то это также отмечается в протоколе. 38. Проверка показаний на месте (следственный эксперимент). Спойлер 38.1. В целях установления новых обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, показания, ранее данные подозреваемым или обвиняемым, а также потерпевшим или свидетелем, могут быть проверены или уточнены на месте, связанном с исследуемым событием. 38.2. Проверка показаний на месте заключается в том, что ранее допрошенное лицо воспроизводит на месте обстановку и обстоятельства исследуемого события, указывает на предметы, документы, следы, имеющие значение для уголовного дела, демонстрирует определенные действия. Какое-либо постороннее вмешательство в ход проверки и наводящие вопросы недопустимы. 38.3. Не допускается одновременная проверка на месте показаний нескольких лиц. 38.4. Проверка показаний начинается с предложения лицу указать место, где его показания будут проверяться. Лицу, показания которого проверяются, после свободного рассказа и демонстрации действий могут быть заданы вопросы. 38.5. Участвующим лицам разъясняются их права и обязанности в соответствии с пунктом 16.2. настоящего Положения; 38.6. Все действия проверяемого лица фиксируются на видеокамеру. Запись прикладывается к материалам дела. Участникам заранее сообщается о применении видеозаписи. 39. При осуществлении работы на месте совершения преступления (административного правонарушения) сотрудники обязаны: Спойлер обеспечить обозначение и ограждение места происшествия с целью предотвращения проникновения на место происшествия посторонних лиц; установить наличие на месте происшествия потерпевших, свидетелей, подозреваемых, причастных к происшествию, и обеспечить нахождение указанных лиц на месте до окончания разбирательств, если им не требуется медицинская помощь; установить личность потерпевших, свидетелей, подозреваемых, произвести опрос и взять объяснения у лиц, причастных к происшествию; разрешается сначала доставить в отдел, а после произвести опрос и взять объяснения с подозреваемого лица (при наличии); выявить наличие фиксации происшествия и принять меры к ее сохранности; принять меры к сохранности вещественных доказательств, следов и других предметов, имеющих отношение к происшествию; сохранение вышеперечисленных предметов осуществляется согласно правилам прикрепления вещественных доказательств к делу. 40. Производство экспертизы. Спойлер 40.1. Признав необходимым назначение экспертизы, следователь выносит об этом постановление, в котором указываются: основания назначения экспертизы; наименование экспертного учреждения или фамилия имя отчество эксперта, в котором должна быть произведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. 40.2. Экспертиза производится государственными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. 40.3. К перечню лиц, обладающих правом на проведение экспертизы и составление экспертного заключения относятся: эксперты-криминалисты следственных управлений (отделов) МВД Республики Провинция; лица, занимающие должности главного врача, заместителя главного врача государственного медицинского учреждения; лица, занимающие должность заведующего отделением, направление которого является профильным для проведения экспертного исследования; лица, обладающие учеными степенями кандидата и (или) доктора наук в профильной области научного познания. 40.4. Экспертиза может быть назначена и произведена до возбуждения дела. 40.5. В случае согласия экспертного учреждения и конкретного лица на проведение соответствующей экспертизы оно ознакамливается с материалами дела, к которым предоставляется доступ следователем. 40.6. Назначение и производство экспертизы обязательно, если необходимо установить: причины смерти; характер и степень вреда, причиненного здоровью; психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости; психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания; возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение. 40.7. После проведения экспертизы в следственный орган направляется соответствующие заключение, в котором указываются ответы на поставленные вопросы. Свое заключение эксперт предоставляет в течение 3-х дней с момента ознакомления и направления соответствующего постановления о проведении экспертизы. Срок может быть продлен по согласованию со следственным органом. 40.8. В заключении эксперта указываются: дата, время и место производства экспертизы; основания производства экспертизы; должностное лицо, назначившее экспертизу; сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы; данные о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (если такие были); содержание и результаты исследований с указанием примененных методик; выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование. 40.9. Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении. 40.10. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотографии, схемы, графики и т.п.), прилагаются к заключению и являются его составной частью. VII. Доказательства в процессе 41. При производстве по делу подлежат доказыванию: событие преступления или правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения деяния); виновность лица в совершении деяния, форма его вины и мотивы; характер и размер вреда, причиненного деянием; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. 42. В качестве доказательств допускаются: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение эксперта; вещественные доказательства; протоколы следственных действий; иные документы. 43. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Положения, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения. 44. Вещественные доказательства. 44.1. Вещественными доказательствами признаются любые предметы: которые служили орудиями, оборудованием или иными средствами совершения противоправного деяния или сохранили на себе следы преступления; на которые были направлены противоправные действия (деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления); иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения противоправного деяния и установления обстоятельств дела; фото- или видеофиксации обязаны быть полными, иметь соответствующую отметку времени на них, не иметь признаков подделки (ускорение или замедление, наложение посторонних звуков или удаление звуков). Настоящее Положение вступает в силу с 5 августа 2025 года Министр генерал-полковник полиции А.ПЕТРОВ Мирный, Дом Министерства внутренних дел по Республике Провинция 1 августа 2025 года Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты Поделиться